В июле следующего года один господин ведомил автомобиль марки БМВ в Ставропольском крае. Автомобиль, идущий впереди, решил обогнать, и наш герой решил последовать его примеру, выехав на полосу встречного движения.
Сотрудники Госавтоинспекции обнаружили нарушение и составили нарушителя протокол о правонарушении, имеющем административный характер.
Аргументы сторон
Орган Госавтоинспекции России. Мужчина совершил нарушение, известное как «обгон паровозиком» или двойной обгон. В законодательстве отсутствует точное определение данного понятия, однако на практике это ситуация, когда сразу несколько автомобилей выезжают на полосу встречного движения с целью опередить следующую машину или объехать препятствие. Правила дорожного движения запрещают такие действия. Мы считаем, что мужчина безосновательно покинул свою полосу движения и пересек встречную. Просим суд привлечь его к административной ответственности, лишить водительских прав или наложить штраф в размере 5000 ₽.
Я признаю свою вину в том, что выехал на встречную полосу, чтобы обогнать другой автомобиль. Однако стоит отметить, что на тот момент видимость была хорошей, а значит, я не создавал опасности для других участников дорожного движения. Я умоляю суд не отнимать у меня права на вождение, так как автомобиль мне необходим для работы, а у меня также есть ребенок и больной пожилой отец, которых я должен заботиться.
Что сказали суды
Международные судьи, начальный судебный орган:
Водитель несет ответственность.
Водитель, нарушивший ПДД, совершил нарушение при попытке обгонить другое транспортное средство, выехав на встречную полосу в то время, когда впереди идущий автомобиль также совершал обгон. Водитель признал свою вину и факт нарушения, о чем подробно изложил в протоколе об административном правонарушении. Сотрудники ГИБДД предоставили суду документальное подтверждение нарушения – схему происшествия и видеозапись. Представленные доказательства являются достоверными. По данному случаю мужчина будет лишен водительских прав на четыре месяца.
Апелляционная инстанция получила жалобу от мужчины.
Судебное учреждение в городе, вышестоящий судебный орган:
Согласны.
Весьма грамотный судья изъявил весьма точное описание всех аспектов данного инцидента. В записи, отображающей события, ясно видно, как автомобиль марки БМВ совершает неправильный маневр и пересекает полосу встречного движения, нарушая правила дорожного движения.
После несогласия с решением апелляционного суда, мужчина решил обратиться в кассационный суд, чтобы выразить свое недовольство и надежду на изменение ситуации.
Все правильно.
Было подтверждено, что было совершено нарушение. Когда мировой судья назначал наказание, он учел аргументы водителя о своей работе, связанной с управлением автомобилем, и о наличии иждивенцев, однако суд все же имеет право лишить водительских прав. Мировой судья вынес правильное решение, и городской суд обоснованно его подтвердил. Нет оснований для других выводов.
Водитель обратился в высший орган судебной системы с жалобой.
Высший судебный орган Российской Федерации:
Водитель не несет ответственности.
Водитель БМВ решил сделать обгон, выехав на встречную полосу дороги, несмотря на то, что перед ним уже производился обгон другим транспортным средством. Таким образом, он нарушил ПДД. Однако, ранее мы уже пояснили, как именно следует оценивать подобные нарушения. Запрещено обгонять именно тот автомобиль, который движется впереди и перестраивается для обгона другой машины.
В соответствии с записью на видео, водитель БМВ выехал на полосу встречного движения на участке, где Правила дорожного движения позволяют это сделать, и начал производить обгон за следующим впереди идущим автомобилем. Важно отметить, что водитель не пытался обогнать автомобиль, осуществляющий обгон, таким образом, он не может быть привлечен к какой-либо ответственности. Постановления суда отменяются, производство дела прекращается.
Что в итоге
Через год мужчина добился отмены оштрафования и прекращения рассмотрения дела в суде по административному правонарушению. В этот момент срок лишения уже был завершен.
Что нужно запомнить
Возможно выполнить маневр «паровозика», что подразумевает движение вплотную за автомобилем, который обгоняет другую машину. Верховный суд признает это действие законным с точки зрения Правил дорожного движения. Тем не менее, перед перестроением на встречную полосу необходимо удостовериться, что это допускается и что вы сможете вернуться на свою полосу, не мешая другим участникам движения.
В Правилах дорожного движения предусмотрено запрещение обгонять, если автомобиль впереди совершает обгон или объезжает препятствие. Однако это правило толкуют по-разному ГИБДД и суды, что вызывает неоднозначность. Некоторые считают, что нельзя обгонять «паровозиком» — когда за одним автомобилем обгоняют сразу несколько других. Однако Верховный суд имеет иное мнение и уточняет, что запрещено обгонять только тот автомобиль, который сам совершает обгон. При этом водителей не должно наказывать за выезд на встречную полосу движения для обгона за другим транспортным средством.
Всегда приходящий к одному и тому же выводу, Верховный суд часто занимался экзаменацией подобных дел об административных правонарушениях.
Сотрудники ГИБДД в Ставропольском крае старались наказать водителя, который произвел двойной обгон на той же трассе. Нижестоящие суды поддержали ГИБДД и в результате лишили водителя прав. Однако Верховный суд заявил, что водитель начал обгон на разрешенном участке дороги и не обгонял впереди идущий автомобиль, который также совершал обгон.
Жительница Пермского края, находясь за рулем своего автомобиля, решила выполнить маневр обгона одновременно с другим транспортным средством, двигавшимся впереди нее. Однако в результате этого действия ее лишили водительских прав. Верховный суд рассмотрел данное дело и принял решение об отмене наказания, подчеркнув, что водитель может быть привлечен к ответственности только в том случае, если он обгоняет автомобиль, который сам в данный момент осуществляет обгоны.
Оставайтесь в курсе актуальных событий, подписавшись на наш телеграм-канал. Мы предлагаем новости, которые будут интересны всем. Не упустите возможность быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.
Обгон паровозиком разрешен или нет
Обгон «паровозиком» разрешен или нет
Я заметил несколько историй о штрафах, которые получили водители, выезжающие на обгон прямо за другими машинами.
Для полного понимания основных положений закона приведем некоторые правовые нормы, касающиеся дорожного движения. В соответствии с ПДД 11.2, водителю запрещено выполнять обгон в следующих случаях: если впереди движется транспортное средство, которое уже производит обгон или объезд препятствия; если транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, включило левый поворотный сигнал; если другое транспортное средство начало обгон; если после обгона водитель не сможет вернуться на свою полосу без создания опасности для движения и препятствий для обгоняемого транспортного средства. В свою очередь, КоАП 12.15.4 запрещает выезжать на полосу, предназначенную для встречного движения, или на трамвайные пути встречного направления в нарушение Правил дорожного движения.
Так вот, некоторые непорядочные инспекторы начали применять этот пункт о превышении скорости «паровозиком» и обвинять водителей в нарушении правила 12.15.4, предусматривающего возможное лишение прав или штраф в размере 5 тысяч рублей. Чтобы проиллюстрировать ситуацию, прикрепляю изображение.
Непонятно, о каком значении «транспортного средства, движущегося впереди» речь идет. Какое ТС движется передо мной — по моей полосе, встречной полосе, по обочине, в моем направлении или противоположном? И, что самое важное, на каком расстоянии — 5 метров, 50 метров, 500 метров или 5 километров?
Если применить аналогичное рассуждение к данной ситуации, где следующее транспортное средство начало обгон, то если я начну обгон в соответствии с правилами, за мной выедет вторая машина. Таким образом, получается, что мне также запрещено выполнять обгон. Возникает вопрос, что мне стоит предпринять в подобной ситуации — исчезнуть?
Я понимаю, что если вы начинаете обгонять в то же время, когда другое ТС впереди вас, то это может быть основанием для привлечения. Однако, если вы дождались, пока оно перестроится на встречную полосу, то впереди идущее ТС уже считается обгоняемым, и оно в свою очередь не имеет права обгонять.
В случае, если кто-то решает обогнать других в густом потоке движения, остальным водителям это запрещено. Учитывая, что водители, перевозящие тяжелые грузы, такие как арбузы или камазы, формируют длинные автоколонны длиной до 1 км, это правило является особенно важным.
Проявляйте осторожность во время передвижения по дорогам и выражайте уважение к остальным участникам транспортного потока!
Комментарии были получены в количестве девяти.
Для возможности оставлять комментарии, задавать вопросы и принимать участие в обсуждении, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
За какое нарушение регламента разрешенных маневров лишают водительских прав? Экспертное мнение представителя Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Один из читателей, который был лишен водительских прав за превышение скорости при обгоне другого автомобиля, стремится окончательно разобраться, какое транспортное средство нельзя обгонять — то, которое в данный момент производит обгон, или то, которое подвергается обгону. Глава ГИБДД отвечает на вопрос, отправленный в редакцию журнала «За рулем».
В соответствии с пунктом 11.2 ПДД, запрещается совершать обгон, если транспортное средство, двигающееся впереди, уже выполняет обгон или объезжает препятствие. Теперь вопрос, какое транспортное средство нельзя обгонять — то, которое на данный момент совершает обгон, или то, которое обгоняется? Недавно одного из моих знакомых лишили водительских прав за совершение так называемого «паровозика», то есть за обгон автомобиля, который только что обогнал машину впереди.
Москва — родина Юрия Ветрова.
Ответы на интересующие вопросы задает генерал-лейтенант полиции Михаил Черников, руководитель Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения в МВД России.
Когда нам нужно решить, есть ли возможность обогнать медленно движущийся транспорт, мы должны системно интерпретировать норму 11.2, чтобы полностью понять ее смысл.
Заметьте, что в формулировке «водителю не разрешается осуществлять маневр обгона, если транспортное средство, двигающееся впереди, совершает обгон или объезд препятствия» упоминается только одно транспортное средство. Это именно то транспортное средство, которое в настоящий момент осуществляет обгон или объезд препятствия. Именно его нельзя обгонять.
Другими выражениями, речь идет о транспортном средстве, которое обгоняет, а не о том, которое обгоняют.
Необходимо прямо и буквально читать, не искать скрытый смысл между строк. Запрещено обгонять вообще, а именно передвигаться на транспортном средстве, чтобы совершить обгон.
Я решил поделиться своим неожиданно хорошим опытом, связанным с данным вопросом.
Большое благодарю за предоставленную информацию. Теперь у меня есть возможность использовать это решение суда в качестве ссылки в будущих случаях. А если распечатать его, то можно эффективно отмахнуться от нежелательных претензий.
Согласно авторамблеру, если автомобиль уже начал обгон, а это происходит впереди на расстоянии 10 километров от вас… Это подобно знаку «стоп» перед перекрестком. Необходимо замедлиться не перед самим знаком, а перед воображаемым пересечением проезжих частей.
Если аккуратно прочитать пункт 11.2 ПДД, то можно сказать, что обгон запрещен. Пункт 11.2 не указывает, какое именно ТС нельзя обгонять. В общем, обгон «паровозиком» запрещен. Однако, наказание за это нарушение сложно применить, если буквально следовать ПДД. Но в последнее время инспекторы стремятся наказывать водителей и судьи на их стороне! Остается только надеяться на решение ВС, которое, предположительно, будет не в пользу водителя-прицепа (который находится сзади «паровозика»). И знаете что, я согласен с этим! Обгон «паровозиком» опасен, несмотря на то, что некоторые считают свои навыки и опыт безупречными. Я стараюсь избегать таких обгонов. Это неудобно, потому что я не вижу впереди ничего, кроме задней части впереди идущего ТС. В такой ситуации очень трудно выполнить требования пункта 11.1, поэтому начинать обгон нельзя. Второй момент — когда следующее за мной ТС начинает обгонять. Если придерживаться этой логики, то, допустим, если я начал обгон и за мной начал обгонять вторая машина, то получается, что мне тоже нельзя обгонять, что мне делать в таком случае, исчезнуть? Частично согласен. Я читаю пункт 11.2 ПДД и вижу, что здесь отсутствует указание на временную разницу действий: «11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: следующее за ним транспортное средство начало обгон;» Формулировка не совсем правильная. По-моему здесь сказано, что если ТС сзади начал обгон, то я не могу начинать свой обгон. НО если я уже начал обгон, то сзади идущему ТС нельзя выполнять — включая начало обгона, так как это все тот же пункт 11.2, первое и второе условие. «Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия; транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;» Так что здесь не найдется инспектора, который начнет наказывать первого обгоняющего за это нарушение )) Но нельзя сказать, что все инспекторы такие. Когда я обгоняю несколько грузовиков или медленных машин, часто передо мной появляется быстрый водитель, и возникает ситуация, когда он нарушил, вылезая передо мной, но не сильно помешал (мне просто пришлось замедлить скорость, но не тормозить). В такой ситуации я всегда возвращаюсь на его место и дожидаюсь освобождения встречной полосы. В противном случае я тоже нарушаю пункт 11.2.
Верховный суд: Обгон паровозиком не противоречит ПДД
Верховный суд: Обгон «паровозиком» не противоречит ПДД
Недавно Верховный суд принял к рассмотрению вопрос о нарушении, известном как «двойной обгон», в своем новом обзоре судебной практики. Интересно, что некоторые инспекторы ГИБДД и нижестоящие суды иначе трактуют данный термин, отличаясь от того, что прописано в Правилах дорожного движения.
Не является правонарушением обгон автомобиля, следующего впереди, без выезда на полосу встречного движения.
Вот произошло такое: водитель с именем П. решил обогнать медленную машину, следуя за другим автомобилем. Водители такое называют «обгон паровозиком». Однако, по неизвестной причине, инспектор считал, что это был двойной обгон. Из-за этого инцидента водителю был составлен протокол по части 4 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях, который предусматривает штраф в пять тысяч рублей как минимум. Кроме того, в большинстве случаев это также влечет лишение прав на период от 4 до 6 месяцев. И, очевидно, водителю такое решение не понравилось.
Несомненно, данное произведение не оставило равнодушными ни мирового судью, ни апелляционный, ни судью кассационной инстанции.
И вот Верховному суду пришлось упорно укрощать судей. Особенно учитывая, что он справляется с этой задачей не впервые.
Важно отметить, что по дорожным правилам обгоном называется маневр, который включает в себя выезд на встречную полосу. Если автомобиль опережает другое транспортное средство, не выезжая на встречку, например, на автомагистрали, это уже считается опережением. Такой маневр не запрещен ни в одном документе, поэтому возражений быть не может. Однако, обгон — это совсем другое дело.
Запрещено обогнать автомобиль, который движется впереди, осуществляя обход или обгон. Однако, допускается следовать за ним.
Официальные представители верховного суда обратили своё внимание на тот факт, что водитель был привлечён к ответственности по ряду основных причин. В ходе своего управления транспортным средством, он совершил неправомерный выезд на левую полосу, предназначенную для встречного движения, с целью выполнить манёвр обгона. В то же время, он следовал за другим автомобилем, который уже начал обгон другого транспортного средства. Таким образом, инспекторы и нижестоящие суды пришли к выводу о нарушении требований, установленных в пункте 11.2 Правил дорожного движения.
В Постановлении Пленума Верховного суда от 25 июня 2019 года № 20, точнее в его пункте 15, объясняется, что запрещено обгонять движущееся впереди транспортное средство, которое совершает маневр обгонa или объезда препятствия, и движущееся впереди по той же полосе с включенным левым поворотным сигналом. Из перечисленных разъяснений Верховного суда следует, что особо запрещено обгонять именно транспортное средство, которое движется впереди, совершая маневр объезда или обгонa.
Другим словами, если один автомобиль обгоняет другой, то запрещено производить обгон собственному автомобилю. В то же время, если водитель следует за другим автомобилем, то это разрешено, при условии соблюдения необходимых мер безопасности. В данном случае, водитель П. правильно совершил маневр выезда на встречную полосу в месте, где это было разрешено, и завершил его своевременно. То есть он не осуществлял обгон автомобиля, который двигался перед ним, а значит не нарушал правило двойного обгона.
В связи с отсутствием доказательств нижестоящие суды пришлось отменить Верховному суду.
Постановление Кассационного суда Российской Федерации под номером 48-АД23-40-К7.
Это уже не первый случай, который вызывает подобные проблемы. Как же заставить водителей обходить трактор по очереди? Нет никакого способа. Водитель видит свободную дорогу, даже если перед ним уже началось обгоны этого трактора. Все зависит от мастерства водителя. Например, автомобилист может прижаться к обочине и убедиться, что перед обгоняемым автомобилем все свободно. Есть разные способы обойти и избежать аварии.
Однако необходимо отметить, что переключение на встречную полосу всегда сопряжено с опасностью. И, к сожалению, недавно количество аварий, вызванных такими маневрами, только увеличивается. Более того, трагически увеличивается и количество жертв в этих происшествиях.
По данным предоставленным Госавтоинспекцией, около 80 процентов столкновений на встречных полосах происходят в участках дорог, где обгон разрешен. Это указывает на то, что водители сами недостаточно оценивают свою скорость и расстояние до других автомобилей, что приводит к таким несчастным случаям. Однако, это не является достаточным основанием для полного запрета обгонов медленно движущихся транспортных средств, которые движутся с небольшой скоростью, как «паровозиком», так как это действие не может быть сравнено с двойным обгоном. Ожидается, что после детального изучения судебной практики Верховного суда, количество таких случаев значительно сократится.
Суды начали отменять штрафы ГИБДД за «обгон паровозиком». Что случилось
Суды начали отменять штрафы ГИБДД за «обгон паровозиком». Что случилось
Со временем суды стали все чаще снимать наказания с водителей, которые решают обогнать другие автомобили на трассах, следуя плотным потоком. Согласно правилам дорожного движения, это предусматривает наказание в виде штрафа или лишения водительских прав, но позиция Верховного суда полностью изменила ситуацию.
Один инцидент с автомобилисткой, которая была лишена водительских прав из-за нарушения правил повторного выезда на встречную полосу, достиг Верховного суда. Полицейские остановили ее, когда она пыталась обогнать другие машины на трассе. В результате рассмотрения дела, судья решил сохранить водительские права автомобилистки. Более того, Верховный суд указал, что в таких случаях не следует наказывать водителей. Юристы уже высказали свою критику по этому положению. Теперь стоит разобраться, какие штрафы грозят водителям за неправильный выезд на встречную полосу и что предлагают эксперты изменить.
Когда лишают прав за обгон по встречной полосе
Из материалов дела следует, что в 2022 году женщина-водитель на автомобиле Land Rover, выполняя обгон, неправильно выехала на полосу для встречного движения на дороге «Пермь — Березники». ГИБДД заметила эту ситуацию и составила протокол. Данная водительница ранее уже получала штраф за подобное нарушение, поэтому инспекторы решили оформить новое нарушение по более серьезной статье, что может привести к лишению прав на 1 год. В результате, женщина-водитель была лишена прав на год. Она решила оспорить это решение в нижестоящих судах, на что ушло два года.
В результате своего собственного разъяснения Верховный суд отменил наказание. Согласно этому разъяснению, запрещается обгонять конкретное транспортное средство, двигающееся впереди, при выполнении левого поворота.
Судья Верховного суда обратил внимание на то, что в данной ситуации речь идет о конкретном транспортном средстве — о том, которое в настоящий момент осуществляет процесс обгона или объезда препятствия, и именно этому транспортному средству запрещается совершать обгон.
Из имеющихся в документах видеозаписей следует, что женщина, управляющая автомобилем, решила выполнить обгон впереди идущей машины. В результате ей были возвращены права, а все претензии были отменены.
Почему за обгон паровозиком сейчас не штрафуют
Возникшую ситуацию, когда суды не в состоянии санкционировать штрафы для водителей, которые выезжают на встречную полосу для обгона автомобиля, следуя за первой машиной, представители издания Autonews.ru называют значительной проблемой для обеспечения безопасности автолюбителей. В частности, такой вывод сделал Валентин Ильинов, основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС», который занимается оказанием юридической поддержки сотрудникам ГИБДД.
Планум обсуждает вопрос «обгон паровозиком», который затрагивает множество водителей, так как этот маневр очень часто применяется, — отметил Ильинов. В настоящее время, суды могут наказывать только в том случае, когда водитель обгоняет автомобиль, который уже выехал на встречную полосу для обгона. Иными словами, это обгон обгоняемой машины. Однако, на практике, это нереализуемо. Согласно этой логике, оба автомобиля должны быть на встречной полосе и обгонять третий автомобиль. Какой должна быть ширина встречной полосы? Я никогда не видел ничего подобного.
Согласно специалисту, в ходе публикации релевантного решения Пленума Верховного Суда была допущена неточная интерпретация Правил дорожного движения.
Что содержится в резолюциях, принятых на заседании Пленума Верховного суда
Водительам запрещено производить обгон или объезд автомобилей, движущихся впереди и подавших сигнал поворота налево, а также транспортных средств, двигающихся по той же полосе и начавших обгон. Также запрещено совершать обгон, если после завершения маневра водитель не сможет безопасно вернуться на свою исходную полосу, не создавая помех для обгоняемого автомобиля. Эти правила указаны в пункте 11.2 ПДД РФ.
В соответствии с решением Пленума, запрещено обгонять автомобиль, движущийся впереди и находящийся в процессе обгона или обхода препятствия или автомобиль, который подал сигнал поворота. Это правило понятно и понятно, — сделал вывод Ильинов. — Однако, также существует запрет на обгон автомобиля, который следует позади и начал обгон. Соответственно, согласно их логике, вы не можете обогнать автомобиль, который производит обгон сзади. Как такое может быть возможно? Этот пункт сформулирован неправильно и теперь все на него ссылались.
По мнению Ильинова, причиной, по которой суды ссылается на Пленум, является их беспомощность в выборе альтернативы.
Ильинов объяснил, что даже если водителей накажут за нарушение правил, они все равно будут обращаться в суды для оспаривания наказания, а Верховный суд в конечном итоге отменит решение. При этом, по словам Ильинова, Верховный суд иногда трактует одинаковые ситуации по-разному, то есть иногда отменяет штрафы, а иногда оставляет их в силе.
Юлия Шпагина, ведущий юрисконсульт отдела по обслуживанию физических лиц компании ПРАВОКАРД, заявила, что формулировка запрета на обгон транспортного средства, движущегося впереди и совершающего обгон или объезд препятствия, является неоднозначной. Однако, использовать этот запрет только для «двойного обгона» на практике практически невозможно. Она пояснила, что двойной обгон согласно данному определению (обгон обгоняющего ТС) встречается редко, так как часто дороги слишком узкие для этого.
Адвокат осуществила изучение судебной практики в 2025 году и сделала вывод, что нарушение водителей, происходящее чаще всего, приводило к наложению штрафа в размере 5 тысяч рублей.
Верховные суды при рассмотрении обжалования данных судебных постановлений не изменяют их решения. Кроме того, имеются случаи, когда верховный суд изменял максимальную сумму штрафа. В этих случаях суды учитывали обстоятельства конкретного дела, такие как отсутствие других административных штрафов, наличие несовершеннолетних детей, а также использование автомобиля как основного источника дохода для виновного лица. Юрист выразила это мнение.
Почему нельзя обгонять выехавшую на встречную полосу машину
Орест Мацала, главный юрист Европейского союза, подчеркнул, что отказываться от решений, которые были обойдены обратимым способом, является совершенно неподходящим.
Юрист высказал мнение о том, что все правила дорожного движения подтверждают запрет на обгон транспортного средства, если оно уже начало маневр обгона. Он также отметил, что при обгоне «паровозиком» водитель следующего автомобиля полностью лишается обзора перед собой в момент нахождения на встречной полосе. Первый автомобиль может успеть завершить обгон, а второй может столкнуться с встречным автомобилем.
По его мнению, Верховный Суд, на одном из своих заседаний, имеет обязательство пояснить, что маневр обгона «паровозиком» является запрещенным и представляет собой серьезную угрозу для жизни.
Ильинов, в свою очередь, подчеркнул, что такой маневр представляет значительную угрозу.
Эксперт заметил, что водитель, обгоняющий другой автомобиль, оказывается в затруднительном положении. Если он не сможет завершить обгон, то ему придется оставаться впереди, так как не будет возможности замедлиться и вернуться обратно за другим автомобилем. Более того, перед ним находится встречная полоса движения. Также эксперт подчеркнул, что не следует обгонять машину, которая мигает поворотником, поскольку это может привести к столкновению на встречной полосе. Он добавил, что кажется, суды не признают эту ошибку и просто ждут нового решения Пленума.
Autonews.ru отправил официальный запрос в Министерство внутренних дел Российской Федерации с просьбой разъяснить практику применения части 4 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях.
Верховный Суд отменил лишение «прав» и штраф за «обгон паровозиком»
Верховный Суд отменил лишение «прав» и штраф за «обгон паровозиком»
Один из пунктов Правил Дорожного Движения, в котором указаны условия, при которых водителям запрещено совершать обгон, вызвал недовольство у многих автомобилистов из-за нечеткости формулировок. Однако Верховный Суд Российской Федерации принял решение отменить одну из этих формулировок, что является положительной новостью.
Согласно 11.2 правил дорожного движения, водителю запрещено совершать обгон, если автомобиль, движущийся впереди, выполняет обгон или объезд препятствия… Большинство сотрудников ГИБДД и судей объясняют эту фразу следующим образом: пока машина, идущая впереди, не закончит обгон, другому транспортному средству запрещается выезжать на встречную полосу.
Значит, запрещено производить обгон паровозиком, то есть когда несколько автомобилей обгоняют медленно движущееся транспортное средство одновременно. Такая интерпретация правил дорожного движения может привести к лишению водительских «прав» и наложению крупных штрафов на тысячи автомобилистов. Водитель по имени Андрей Попов оказался также под действием этой жесткой меры наказания.
В середине дня 26 июля прошлого года, на 196-м километре автодороги «Воронеж-Тамбов» в Тамбовском районе, водитель своего автомобиля Hyundai Creta решил обогнать медленно движущуюся машину, действуя в соответствии с правилами дорожного движения. Однако, этот маневр был замечен сотрудниками ДПС, которые составили протокол по статье 12.15 части 4, за нарушение правил пересечения полос, предназначенных для встречного движения. За это правонарушение водителю грозило либо полугодовое лишение водительских прав, либо штраф в размере 5000 рублей. Дело было рассмотрено мировым судьей судебного участка N 3 Саровского судебного района Нижегородской области 22 ноября 2022 года, где водитель, Попов, был признан виновным.
Верховный Суд разрешает: как лишиться «прав» за съеденную булку с маком
Вынесено решение в рамках редкого случая
«Мировой» встретил единодушную поддержку со стороны высших судов. Однако только обращение в Верховный Суд разъяснило все юридические аспекты. В своем постановлении Верховный Суд ссылается на пункт 15 резолюции Пленума Верховного Суда от 25 июня 2019 года «О рассмотрении дел об административных правонарушениях в судебной практике, предусмотренных главой 12 КоАП, в контексте возникающих проблем».
Суд пришел к выводу, что согласно ПДД, запрещено обгонять только одно транспортное средство, которое находится впереди. Речь идет только о том конкретном транспортном средстве, которое сейчас делает обгон или объезд препятствия. Верховный Суд ясно объяснил, что «обгон паровозиком» не нарушает ПДД, так как пункт 11.2 Правил запрещает только обгонять обгоняющий автомобиль, ничего более.
По результатам этих расчетов, верховный суд изменил решение мирового судьи в отношении Андрея Попова и закрыл его дело. Теперь необходимо донести позицию Верховного Суда не только до всех судей в стране, но и до сотрудников ГИБДД на местах. С тех пор, как Пленум ВС вынес постановление на эту тему в 2019 году, прошло уже более четырех лет, но российская судебная система (а также дорожная полиция) кажется не заботятся об этом.
Отменят ли лишение «прав», если ГИБДД не выдала водителю копию протокола
Спорная ситуация была разобрана Верховным Судом.
Подписывайтесь на канал с названием «Взгляд на автомобили»